|
||||||||||||||||||
Контакты
|
Существуют классические регулярные ошибки, которые делают дрессировщики. Причём, если инструктор указывает на эту ошибку, дрессировщик либо пропускает это мимо ушей, либо говорит, что всё понял и тут же опять повторяет её. Это возможно только в том случае, если у человека к началу занятия дрессировкой собаки уже есть определенные стереотипы, которые затрудняют правильные действия. В психологии и физике есть понятие интерференция. Этим понятием обозначают некоторый конфликт между операциями и действиями, который снижает или сводит на нет результат действий. Более конкретное значение этого понятия в теориях научения и памяти – конфликт между старой и новой информацией, при котором новую информацию трудно усвоить из-за предыдущего опыта. В другом значении, это понятие обозначает ситуацию, когда на один стимул есть две несовместимые реакции. Основные ошибки дрессировщиков очень похожи. Поэтому вполне естественно предположить, что они имеют одни и те же причины, одинаковые для большинства людей.
Если идея верна и существуют некие камни преткновения, или, иначе говоря, точки сопротивления при обучении человека дрессировке собак, полезно их выявить, обозначить и быть готовым к их появлению. Практически нигде, ни в какой литературе эта тема не раскрывается. А между тем, это очень интересно и имеет практическое значение. Недаром первый инсайт, который посещает дрессировщика, выражается фразой: » Оказывается это меня надо учить, а не собаку. Собака умнее меня» Далее, я попробую совершенно бессистемно, исходя из своего опыта, описать возможные причины ошибок дрессировщика, которые зависят не от его индивидуальности, а свойственны ему как любому человеку.
Первое что напрашивается для такого описания, это ошибочные убеждения и представления о собаках и их обучении.
Любой живой организм, это целостная система, функционирование которой определяется множеством внешних и внутренних факторов. Есть много способов описания структуры этой системы и её динамики. Например, структура личности человека, принятая за одну из возможных в отечественной психологии.
Ум является одной из способностей человека, и не более того. Очень большое значение для оценки человека имеет его направленость, способность к волевой регуляции поведения, характер и темперамент. Всё то же самое можно сказать и о собаке, за вычетом разве, что способности к волевой регуляции.
Собака, конечно, получает информацию через слуховую модальность, но это информация, прежде всего аналоговая, не конкретная. Она отражает состояние говорящего человека и влияет на состояние собаки. Когда мы говорим, обучая кого-нибудь, то, прежде всего мы пытается повлиять на собеседника конкретными словами, имеющими определённое значение. В психологических теориях коммуникации, это называется цифровой коммуникацией. Когда человек говорит он, прежде всего, отслеживает цифровой компонент, когда человек слушает для него, прежде всего, важен компонент аналоговый. Это одна из причин конфликтов и обид между людьми. Тот, кто говорит, вроде хочет помочь, подсказать, научить, а тот, кто слушает, часто реагирует на интонацию и решает что «учитель» хочет показать своё превосходство, часто это так и есть. Вывод такой: если даже человек с трудом воспринимает «цифру» и реагирует, прежде всего, на «аналог», то, что же мы хотим от собаки. Для собаки конкретное слово в поле её восприятия не является ярким маркёром и опорной точкой, с которой естественно связывать события и действия. Представьте себе, что кто-то придумал языковую систему, где сигналами является характер и последовательность прикосновений к вашей руке. И этот кто-то, не объясняя словами (в привычной для вас модальности) смысл и значение своих действий, начнёт обучать вас новому языку. Это то, что происходит при обучении слепоглухонемых детей, когда нельзя ни показать, ни сказать, а контакт установить необходимо, да ещё и воспитать каким-то образом, привить навыки самообслуживания или, например, научить читать книги для слепых. Собака конечно не слепоглухонемая, но она собака и живёт в своём поле восприятия, которое похоже на наше, но всё равно другое.
Когда владельцы собак приходят на площадку, многие из них ведут себя так, словно они думают, что половина дела уже сделана. Они занимаются с собакой и этого уже достаточно для её послушания. Однако, сам факт занятия с собакой, на дрессировочной площадке или дома, не ведёт к желаемому результату. Процесс обучения собаки имеет свой алгоритм, систему и последовательные этапы, проскакивание которых, потом мешает двигаться вперёд. Любая система имеет несколько уровней. Нижележащий уровень является ресурсом для вышележащего уровня и проблемы с базовым ресурсом не позволяют реализовывать замыслы и достигать целей на высшем уровне. Если, компьютер обесточен, то печатать текст на нём невозможно. Если, собака не имеет первичных навыков, малоэффективно обучать её навыкам сложным. Например, у собаки нет доверия к человеку и уверенности в себе, она не способна концентрироваться, а её бедную таскают на поводке надеясь, что она научится навыку хождения рядом по команде дрессировщика. Так же, как есть готовность или не готовность ребёнка к обучению в школе, есть готовность или не готовность собаки к обучению вообще и конкретным навыкам в частности. Поэтому, дрессировщику важно уметь воспринимать обучение собаки, как динамичный процесс и быть готовым нарабатывать ресурс, прежде чем переходить дальше к следующему этапу. Однако важно вовремя переходить на следующий уровень, а не топтаться на месте, когда в этом нет необходимости. Всё, это возможно, если дрессировщик понимает общий смысл своей работы.
Оглавление, дрессировка собак статьи
Наша компания предоставляет услуги с 1993 года, а некоторые наши сотрудники имеют более 30 лет стажа работы с животными. За последние 13 лет мы ни разу не повышали цены…
Наш проект динамично развивается, и мы постоянно расширяем список предоставляемых услуг, а также улучшаем качество нашей работы.
Наши объекты находятся в нескольких минутах езды от МКАД. Также к нам ходят автобусы от различных станций метро…
Я не согласен с тем, что ум, главная характеристика, определяющая поведение… и далее про психологию. В психологии понятие «ум» вообще как-то не рассматривается, обычно, либо интеллект, либо сознание. Что понимает автор под словом «ум» не очень ясно: аналитические способности, способность мыслить, рассуждать и делать выводы? Скорее все-таки под умом понимается сознательная деятельность, например «горе от ума» у Грибоедова, напротив «быть от кого-то без ума» — потерять способность здраво мыслить. Но современная психология наоборот говорит о том, что сознание очень мало определяют наше поведение, которое на 99% бессознательно и носит инстинктивный характер. Дрессировка собаки также базируется на базовых потребностях животного, а не на его осознанном желании подчиняться высшему разуму человека.
Здравствуйте, Сергей! Я тоже не согласен, что ум это главная характеристика, определяющая поведение. Именно об этом я и пишу. Цитирую свои слова в статье.
«Далее, я попробую совершенно бессистемно, исходя из своего опыта, описать возможные причины ошибок дрессировщика, которые зависят не от его индивидуальности, а свойственны ему как любому человеку. Первое что напрашивается для такого описания, это ошибочные убеждения и представления о собаках и их обучении». Ошибочные представления, убеждения, установки мешают дрессировщику дрессировать собаку «базируясь на её базовых потребностях». Это уже цитата из вашего комментария.
В психологии понятие ум не используется, а заменяется понятием интеллект и понятием когнитивные способности. Об этом я и пишу, что ум это одна из способностей человека, одна из многих. То есть на уровень ниже чем
■ направленность личности
■ потребностно-мотивационная сфера
■ способности
■ характер
■ темперамент
Это одна из возможных схем структуры личности человека. Одна из используемых в психологии. Приведена мною как пример, как иллюстрация места ума в факторах определяющих поведение и собаки и человека.
Под умом я понимаю то, что понимает любой простой человек такой же, как я или вы. Когда человек говорит или надеется на то, что его собака умная и понимает его объяснения ей, то он не задумывается о дефинициях, он просто использует слово. И я совершенно не считаю разумным упираться и спорить о том, что такое ум. Еще раз повторю, в статье я пытаюсь обозначить причины мешающие дрессировщику быстро осваивать навык дрессировки собак. Эти причины как мне представляется можно систематизировать следующим образом.
1.Ошибки восприятия. Незнание, на что обращать внимание.
2.Ошибочное истолкование того, что делает собака и что с ней вообще происходит.
3.Неверное принятие решения как поступить в конкретной ситуации.
4.Плохая координация движений при реализации решения.
5.Психоэмоциональное состояние дрессировщика.
6.Мотивация и волевые качества дрессировщика.
То, что описано в данной статье относится ко второму пункту. Ошибочное истолкование дрессировщиком того, что делает собака и что с ней происходит.
Ошибочное убеждение, что «Ум, это главная характеристика, определяющая поведение человека или собаки», я стал рассматривать в первую очередь, потому что после окончания первого занятия владельцы очень часто настойчиво спрашивают: «Скажите моя собака умная? Её легко будет дрессировать?» А для меня это во многом бессмысленный вопрос, потому что я всё это рассматриваю в другой системе координат. Для меня важны мотивация, концентрация, активность, уверенность, доверие человеку и т.д.
С уважением, Алексей.
Да, спасибо, я понял, я не внимательно читал текст. Часто на экране взгляд выхватывает выделенный фрагмент и это приводит к неправильному толкованию. Внесу изменения в разметку, чтобы другие не попались на этом же.
На самом деле у собаки тоже присутствует волевая регуляция. Особи одной стаи могут совершать самопожертвования в интересах этой стаи. Вообще понятие воли всегда связано с конфликтом мотивов, когда происходит подавление одного мотив в интересах другого. Если собака целенаправленно гадит в доме, чтобы привлечь внимание хозяина, хотя она и знает, что при этом ей достанется, это типичный пример волевого поведения.
Да уж, собака и человек разные существа и в дрессировке нужен особый подход.
Спорный вопрос, может мотивация несколько разниться, но основные подходы и методы сохраняются.