Почему даже начав заниматься дрессировкой своей собаки с щенячьего возраста люди
часто получают в итоге собаку которая плохо выполняет команды? Вы узнаете это прямо
сейчас, если сможете сосредоточиться и прочитать то, что написано в этой рамке.
Представьте себе трёх разных собак. Одна выполняет команды активно и с удовольствием.
Другая зажатая и скованная. У третьей собаки много своих дел, поэтому она плохо
слышит. При этом все три собаки могут быть одной породы. Поведение собаки во многом
зависит от наследственных факторов. Однако, чтобы между ними возникла такая разница,
достаточно просто неправильно их дрессировать.
Отсутствие интереса к работе возникает, если заниматься с собакой вопреки общим
правилам обучения. Эти правила универсальны и применимы к животным разных видов
и человеку.
В основе любого поведения лежит потребность. Цепочка событий «возникновение потребности
– действия по её удовлетворению – удовлетворение потребности» называется потребностный
цикл или квант поведения.
Любое обучение должно осуществляться по отработанной эволюцией схеме: от потребности
– к её удовлетворению.
Например, на прогулке со своим щенком вы встретили другого владельца щенка. Ваш
щенок хочет побегать с новым приятелем, а вы занялись его дрессировкой. Вы пытаетесь
его посадить, потом положить, потом поставить, то есть отрабатываете что-то типа
комплекса. Щенок при этом всеми мыслями и желаниями на свободе, работать ему не
хочется, он сопротивляется, но вы настаиваете на своём. После того как вы его насильно
заставили сесть, лечь и встать, вы засовываете ему в рот прикормку и отпускаете
на свободу с чувством выполненного долга. Вы уверенны, что правильно дрессировали
щенка в этой ситуации. Щенок выполнил работу и получил за это корм.
Для вашего щенка всё выглядит совершенно иначе. Он встретил другого щенка. Он стремится
к этому щенку. Он хочет общаться с ним и играть. Всё внимание вашего щенка направленно
на его приятеля. Вопреки его желанию и сопротивлению, вы проделываете с ним какие-то
манипуляции, кормите его и отпускаете гулять. Вам кажется, что вы отпустили своего
щенка после выполнения ваших команд, а для него урок в том, что после некоторого
сопротивления вашему насилию он получил свободу. Это происходит, потому что щенок
хочет бегать и слабо воспринимает, какие положения тела вы ему навязываете. Главное
он понял, что сопротивление ведёт к результату. Он хотел играть с другой собакой,
и он добился этого после некоторого сопротивления вам.
Как вы должны были действовать в этой ситуации. Пойти на прогулку с голодным щенком,
дать ему наиграться с другой собакой и потом переключить его внимание на пищу вашей
руке, дать ему кусок и отпустить гулять. После того как он опять поиграл с другой
собакой опять переключить его внимание на себя используя кусок корма в вашей руке.
И так несколько раз. Если это не получается, значит щенок должен быть более голодным
и надо дать ему больше времени на игру с другой собакой.
Позанимайтесь с ним, таким образом, несколько дней. Когда ваш щенок научится переключать
внимание от другой собаки на Вас, вы сможете перейти к следующему этапу. Теперь
после игры вашего щенка с другой собакой Вы привлекаете его внимание к себе и не
отдаёте кусок сразу, а стимулируете его выполнить какое-нибудь несложное действие
усадку или укладку. После того, как он поработал, Вы отдаёте ему вознаграждение
и можете отпустить его опять играть с собакой.
Когда щенок стремится на свободу, он запоминает те свои действия, благодаря которым
с его точки зрения он эту свободу получил. Когда щенок стремится к пище, он запоминает
те действия, благодаря которым он получил еду.
Правильные пошаговые действия дрессировщика при работе с таким щенком.
Подготовка щенка к занятию
Повышаем пищевую потребность, снижаем желание играть с другой собакой через удовлетворение
этого желания.
Шаг первый
Приучаем переключать внимание на дрессировщика, используя актуальную потребность
в данный момент времени.
Шаг второй
Не просто кормим собаку за переключение внимания, а стимулируем её к не значительной
работе.
Шаг третий
Объём работы в дальнейшем постепенно повышаем. Не просто сел и получил кусок, а
сел, потом лёг и получил кусок. Главное заложить схему, есть потребность, есть работа,
есть удовлетворение этой потребности после определённой работы.
Дальнейшая работа
Если эта схема сформирована, то постепенно увеличивая сложность и объём работы и
снижая количество вознаграждения, вы получите собаку, которая активно и настойчиво
работает за мизерную оплату. Если схема не сформирована, то неоправданно нагружая
собаку, вы получите животное, которое стремиться избежать выполнения команд и заняться
своими делами.
Это пример работы с состояниями собаки и выстраивания отношений между собакой и
человеком. Перед началом работы необходимо привести собаку в правильное мотивационное
состояние. В процессе дрессировки собаки формируется её характер, и выстраиваются
правильные отношения между собакой и дрессировщиком.
Вывод: дрессировка собаки, и тем более щенка должна строиться с учётом нескольких
факторов. Что это за факторы, как с ними работать и как сделать дрессировку эффективной
вы узнаете дальше.
Знание собакой упражнений заключающихся в выполнении определённых действий по определённым
командам, это верхушка айсберга. Подводная часть этого айсберга невидимая глазу
состоит из нескольких уровней.
5
|
Дрессировка (техническая часть)
|
4
|
взаимоотношения собаки и её дрессировщика по определённым правилам
|
3
|
возможности собаки, то есть умения, навыки, способности, в том числе двигательные
стереотипы и координации
|
2
|
темперамент и характер (инстинкты, мотивация и привычные реакции)
|
1
|
физиология (обмен веществ и состояние здоровья).
|
Без учёта и использования всех этих скрытых факторов невозможно хорошо дрессировать
собаку. Именно на них должны быть направлены усилия воспитателя и дрессировщика
щенка.
Таким образом,воспитательная дрессировка щенка заключается не в обучении навыкам
ОКД в упрощённом варианте, а совсем в другом. Человек, занимающийся воспитанием
и дрессировкой щенка, решает следующие задачи:
5
|
- Приучение к стимулам, которыми в дальнейшем предполагается инициировать нужное поведение
и его корректировать.
- Обучение командам.
|
4
|
- Построение правильных отношений между собакой и хозяином.
- Формирование установки на обучение. Собака должна понимать, что определённым командам
человека соответствуют её определённые действия. Не воспринимать требования к ней
человека как конфликт, а стремиться понять, что от неё хотят и сделать, так как
надо, ибо это единственный выход из ситуации, ведущий к снятию давления и превращению
человека в доброго и ласкового.
|
3
|
- Закладка в мышечной памяти собаки двигательных стереотипов, наиболее часто встречающихся
при её дрессировке и работе.
- Функциональная тренировка нервной системы собаки на предмет её способности обеспечить
быструю смену мотиваций и состояний возбуждения и торможения.
|
2
|
- Развитие инстинктов удобных для построения на их основе процесса обучения взрослой
собаки.
- Торможение инстинктов и поведенческих реакций мешающих работе собаки, либо просто
неудобных в быту.
|
1
|
- Правильный режим кормления, прогулок и содержания
|
Обучение и дрессировка щенка это контекст, в котором мы этого щенка развиваем. Развитие
щенка это наша цель, занятия со щенкомэто способ его развития.
Схема формирования поведения и щенка и взрослой собаки примерно одна и та же. Когда
мы начинаем дрессировать взрослую собаку мы точно так же, должныучитывать влияние
на поведение собаки всех уровней и работать с ними.
5
|
Команды
|
Только на фоне предшествующей работы с более глубокими уровнями мы можем продуктивно
заниматься с собакой непосредственной дрессировкой, то есть обучать собаку совершать
определённые действия по определённой команде.
|
4
|
Взаимоотношения собаки и её дрессировщика по определённым правилам
|
Если, собака не доверяет дрессировщику, и поэтому боится его или проявляет агрессию
к нему, придётся потратить время на её приручение или подчинение.
|
3
|
Возможности собаки, то есть умения, навыки, способности, в том числе двигательные
стереотипы и координации
|
Если действия, которые собака должна совершать по команде дрессировщика, не привычны
и (или) сложны для нее, мы должны упростить их или разделить на отдельные части
и научить им собаку.
|
2
|
Темперамент и характер (инстинкты, мотивация и привычные реакции)
|
Если наша собака проявляет агрессию к другим собакам надо выбрать для дрессировки
место, где не будет этих собак. А в долгосрочном плане надо убирать агрессию к другим
собакам.
|
1
|
Физиология (обмен веществ и состояние здоровья).
|
ИзменитьПозаботиться о том, что бы собака была голодная. Если это необходимо собака
должна потратить лишнюю энергию на прогулке и не быть излишне возбужденной.
|
Основное отличие дрессировки щенка от взрослой собаки в том, что у нас есть время
на то чтобы спокойно работать с базовыми уровнями. Эти уровни ещё находятся в стадии
развития, поэтому повлиять на них гораздо легче, чем когда мы начинаем работать
с взрослой собакой.
Люди очень часто вспоминают о том, что с собакой надо заниматься только когда начинаются
проблемы. Причём, это не просто проблемы и сложности, а проблемы, на которые уже
невозможно закрывать глаза. Понятно, что, это неправильно.
Воспитательная дрессировка, просто дрессировка и коррекция поведения это не какие-то
сильно различающиеся дисциплины, а взаимосвязанные процессы. Иногда, даже трудно
отделить, где воспитательная дрессировка, а где просто дрессировка. Так же сложно
отделить коррекцию от обычной дрессировки.
| |
Одно можно сказать точно, если Вы занимаетесь воспитательной дрессировкой с вашим
щенком, в будущем вам будет легко дрессировать и взрослую собаку. А про коррекцию
поведения, вы можете вообще забыть, если правильно занимаетесь воспитанием щенка.
Воспитательная дрессировка щенка является заблаговременной, опережающей коррекцией.
Коррекция поведения взрослой собаки является запоздавшей воспитательной дрессировкой.
Рассмотрим более подробно работу со щенком на каждом уровне. Советы и рекомендации,
которые далее приводятся, не всегда подойдут любому владельцу любого щенка.
- Физиология (обмен веществ и состояние здоровья). Кормление и содержание
- При дрессировке важно учитывать время года и погодные условия. Если очень жарко
щенок с удовольствием будет бегать на место в тень. Если мокрая трава, как правило
легче поставить щенка, чем положить. На начальном этапе работы, когда вы дрессируете
щенка, желательно учитывать даже такие мелочи.
- Щенка,нет смысла закармливать. Для обучения необходимо, чтобы щенок радовался вознаграждению,
а не просто жевал его. Иногда заводчики рекомендуют при выращивании щенка обеспечить
ему постоянный доступ к корму. Насыпать в миску много сухого корма и щенок сам ест
столько, сколько ему надо. Для дрессировки это не лучший вариант, так как в этом
случае еда не является для щенка стимулом для работы.
- Наиболее оптимально использовать для воспитательной дрессировки щенка натуральный
корм сыр, мясо, колбаса. Собаки, имеющие различные аллергические реакции, как правило,
содержаться только на определённом сухом корме и им нельзя давать натуральный корм.
Вывод, легче и проще дрессировать здорового щенка, у которого нет аллергии, и который
может питаться сухим кормом, а на занятии есть натуралку.
- В зависимости от активности или усталости щенка, надо выбирать упражнения, которыми
вы с ним будете заниматься в данный момент времени. Например, если щенок активен
можно играть с игрушкой, если устал можно отрабатывать выдержку по команде «место».
- Щенки крупных пород очень часто хромают по различным причинам. К этому надо относиться
очень внимательно, вовремя обращаться к ветеринарному врачу и следовать его рекомендациям.
Дело в том, что незначительная хромота, если не заниматься этим, может оказаться
серьёзной травмой, которая надолго прервёт вашу работу по воспитанию и дрессировке.
Щенок развивается быстро, особенно психологически. Вынужденный перерыв на 1-2 месяца,
когда вы думаете только о лечении собаки, может полностью выбить щенка из процесса
воспитания сделать его избалованным и своевольным. Тоже самое, относится и к другим
заболеваниям.
- Постоянное содержание щенка в клетке при минимальных прогулках не только не гуманно,
но и разрушает его здоровье и приводит его к постоянному невменяемому состоянию
из-за того что щенок рвётся на прогулку.
- Темперамент, инстинкты, мотивация, привычные стереотипы реагирования
- Необходимо пресекать каждую попытку щенка схватить еду с земли. Подбирать пищу с
земли это естественное поведение для собаки, поэтому бороться с такой формой поведения
надо постоянно и в самом раннем возрасте.
- Правильно играя со щенком игрушкой, формируйте у него стремление схватить любой
движущийся объект в ваших руках.
- Будьте внимательны, следите, чтобы никто не напугал вашего щенка выстрелом или петардой.
В новый год лучше вообще со щенком на улицу не ходить.
- Обязательно надо щенка знакомить с как можно большим количеством собак. Он должен
привыкнуть к ним и не отвлекаться на них. Любые драки между собаками надо пресекать
с самого начала.
- Если есть возможность щенка надо познакомить с другими домашними животными.
- Очень важно научить щенка спокойно оставаться дома одному, также желательно приучит
щенка находиться в клетке или на привязи некоторое время и не истерить по этому
поводу.
- Если щенок возбудимый и азартный не стоит делать из него излишне холеричную собаку.
Надо обращаться с ним спокойно и даже когда вам необходимо его наказать, делать
это надо оставаясь внешне спокойным.
- Навыки, умения двигательные стереотипы
- Делать упражнения развивающие способность собаки концентрировать внимание на хозяине
на длительное время, слушать голосовые сигналы, обращать внимание на его жесты.
- Чередовать активные игры и фиксацию собаки руками или командой.
- Тренировать простые трюки. Трюки это такие действия собаки по команде, которые не
являются нормативными упражнениями. Именно на трюковых упражнениях щенок должен
понять, что за выполнение определённых действий он получает вознаграждение. Трюков
должно быть несколько, для того чтобы щенок учился понимать по голосовой команде,
ситуации, жестам, что от него требуется в данном случае.
- Делать упражнения на расслабление и успокоение.
- Используя движение щенка за куском водить его по тем правильным траекториям, по
которым он будет двигаться, выполняя команды. То есть, много водить его в положении
рядом с постоянным кормлением. Тренировать правильные движения при укладке и усадке.
- Учить щенка приносить игрушку и бороться за неё. Параллельно с этим учить его беспрекословно
отдавать игрушку по команде дрессировщику.
- Полезно приучить щенка работать носом и искать игрушку высокой траве.
- Отношения между собакой и дрессировщиком
- Собака как минимум должна уважать хозяина, как максимум уважать, любить, доверять
и т.д. Нужно как можно больше времени проводить со своим щенком, играть с ним и
гулять быстрым шагом. Щенок должен привыкать, постоянно следовать за хозяином и
ориентироваться на него.
- Если вы гуляете со щенком в парке, и он бежит впереди вас желательно на перекрёстках
и развилках идти не туда, куда побежал ваш питомец, а в другом направлении.
- Очень желательно как можно больше кормить маленького щенка с рук и делать это надо
не только дома, а и на улице, чередую дачу корма с движением по маршруту.
- Так как в воспитательной дрессировке самое важное это сформировать у щенка привязанность
к дрессировщику и интерес к работе под управлением человека, заниматься надо маленькими
уроками пока щенок способен работать на пике своей заинтересованности и концентрации.
- Щенок должен понимать смысл слов «да», «хорошо», «нет», «плохо». Это объясняется
щенку во время выполнения простейших упражнений.
- Если маленький щенок рычит на вас за еду или когда вы ему моете лапы такое поведение
необходимо пресекать сразу, достаточно жёстко так чтобы он запомнил это надолго.
Иногда владельцы собак говорят примерно следующее: «Да он рычал, когда был маленький,
потом хватал с рычаньем за руку зубами, но мне и в голову не могло прийти, что моя
собака способна меня укусить».
- Очень важно дрессируя щенка не форсировать нагрузку. Оптимально когда всё внимание
дрессировщика направлено на заинтересованность щенка в работе. Если щенку нравится
заниматься, он выучить всё, что нужно дрессировщику. Если в погоне дрессировщика
за быстрым результатом от излишней сложности выполняемых команд у щенка пропадёт
интерес к работе, то дальше возникнут проблемы с управлением взрослой собакой.
- Не стоит наказывать щенка, когда на улице он подбегает и ласкается к посторонним
людям. Иначе вы будете плохим в его глазах, а посторонние люди будут хорошими. Лучше
отвлечь его игрушкой или кормом, взять заранее на поводок, использовать команду
для управления.
- Команды, изучаемые в воспитательной дрессировке.
- Ко мне
- Рядом
- Обучение приносить игрушку (не нормативная апортировка)
- Сидеть, Лежать, Стоять
- Место
- Вперёд
- Барьер
Техническую часть дрессировки вы можете посмотреть в дрессировочных картах, которые
есть на нашем сайте. Здесь нет смысла дублировать эту информацию.
Многие ваши действия казалось бы не имеющие отношения к дрессировке гораздо важнее
для послушания и управляемости в будущем вашей собаки, чем непосредственное обучение
вашего щенка конкретным командам.
Информация, приведенная в этих таблицах, не является исчерпывающей и окончательной.
Вы можете дополнить её по своему усмотрению у себя на компьютере. Если пришлёте
свои дополнения на форум или в блог ещё лучше, огромное вам спасибо!
Важно, чтобы после ознакомления с вышеприведённой информацией Вы воспринимали воспитание
собаки и воспитательную дрессировку щенка, как некий системный процесс. Здесь всё
взаимосвязано. Нет смысла форсировать обучение щенка формальному знанию команд в
ущерб его активности, контактности, выносливости и заинтересованности в общении
с его владельцем и дрессировщиком, так как именно эти факторы, в конечном счёте,
определяют послушание и дисциплину вашей собаки и именно на них необходимо сосредоточить
ваше внимание и ваши усилия.
Как отучить щенка грызть вещи, мебель...
Клетка для собаки – хорошо или плохо?
Как отучить собаку грызть вещи?
Как отучить щенка метить, писать дома
Как отучить собаку бояться людей, транспорта...
|