|
||||||||||||||||||
Контакты
|
Для того чтобы у дрессируемой собаки успешно формировался классический условный рефлекс, необходим ряд условий.
Прежде всего, собака должна быть здоровой и не уставшей, что обеспечивает хорошую работоспособность коры головного мозга. Место для занятий должно быть для собаки знакомым и поэтому, не вызывающим ориентировочную, и тем более пассивно-оборонительную реакцию. Очень важно отсутствие раздражителей, вызывающих поведение не совместимое с действиями и навыками которым обучают собаку. Например, рядом с дрессируемой собакой играют или дерутся две другие. У собаки, в данный момент, должна быть хорошо выражена мотивация (пищевая, игровая, оборонительная) на базе которой пойдёт обучение и формирование условного рефлекса. Это поможет собаке в дрессировочной ситуации быть концентрированной на работе и уловить причинно следственную связь, которая, как раз и отражается в условном рефлексе. Эта же мотивация сделает значимым для собаки вознаграждение, закрепляющее правильное действие.
После того, как дрессировщик правильно выбрал место и время для занятия, а так же, позаботился о мотивационном состоянии собаки, можно приступать к дрессировке. Теперь, на первое место выходит техника воздействия на собаку и правильное сочетание команды и воздействия.
Так как, сочетание команды и воздействия подчиняется тем же самым закономерностям, что и сочетание условного раздражителя с безусловным раздражителем, то на эту тему есть масса информации в любом учебнике по ВНД. Как правило, в таком учебнике есть глава или параграф под названием условия образования классического условного рефлекса. Возьмем, например учебник «Основы физиологии высшей нервной деятельности» А.В. Коган. Далее в кавычках цитаты из этого учебника.
«Каждое постороннее раздражение, например, неожиданно донёсшийся шум вызывают ориентировочную реакцию. Собака настораживается, поворачивается в направлении звука и, главное, прекращает текущую деятельность. В природе множество таких случайностей влияет на ход образования условных рефлексов у животных. Отвлекающая обстановка снижает продуктивность и умственной работы человека»
Не случайно, дрессировку принято начинать в условиях, так называемой, искусственно обеднённой среды. И постепенно, вводя отвлекающие раздражители, доводят окружающую среду до того уровня, который соответствует норме, или даже перекрывает её.
При этом, очень важно продолжать дрессировать собаку, правильно используя стимуляцию и коррекцию. Часто бывает так, собака хорошо выполняет команды в спокойной обстановке, но плохо работает в усложнённой ситуации. Дрессировщик начинает придумывать особые причины, объясняющие это. Вступает в диалоги с собакой, обижается на нее. Говорит об особой специфике данной породы или конкретной собаки, вместо того, чтобы просто заниматься дрессировкой.
Фактически, в каждой новой ситуации, необходимо сжато продрессировать собаку заново. Повторить путь от первой стадии к последней. Вот почему, дрессировщик должен хорошо знать как, по какой схеме, построена его собака.
Правильно когда дрессировщик сначала подаёт команду, а затем воздействует на собаку. То есть воспроизводит связку команда – воздействие.
«Если подкрепление станет опережать индифферентный раздражитель, то условный рефлекс удаётся выработать с большим трудом, лишь принимая ряд специальных мер. Это и понятно, так как если собаку сначала покормить, а потом дать сигнал еды, то, строго говоря, он даже не может называться сигналом, так как не предупреждает о предстоящих событиях, а отражает прошедшее».
Схематично это выглядит следующим образом воздействие – команда.
«При этом безусловный рефлекс подавляет сигнальное возбуждение и препятствует образованию условного рефлекса на такой раздражитель».
То, есть, воздействие и реагирование на него, производит такое впечатление на собаку и настолько занимает все ресурсы её внимания, что команда становится просто несущественным фоном, пустой болтовнёй дрессировщика. Например, дрессировщик дёргает собаку строгим ошейником вверх, собака садится и после этого он произносит команду. В этом случае всё восприятие собакой ситуации или если угодно все её мысли забиты ощущением этого рывка, и для восприятия команды там просто нет места.
Для дрессировщика эта ситуация представляется как воздействие – команда – реакция (поведение). Дрессировщик уверен, что он обучает собаку реагировать на команду. Для собаки эта ситуация выглядит как воздействие – реакция (поведение). Команда собакой не учитывается. Собака учится реагировать на воздействие, но не учится реагировать на команду.
«Сигнальный раздражитель не должен вызывать значительной ориентировочной реакции, мешающей образованию условного рефлекса. Однако, ориентировочную реакцию вызывает каждый новый раздражитель. Поэтому для утраты его новизны его необходимо применять повторно. Лишь после того, как ориентировочная реакция будет практически погашена или сведена к незначительной величине, начинается образование условного рефлекса.»
Это правило, в том виде как оно сформулировано в учебнике, является частным случаем более широкого правила о том, что сигнал не должен вызывать поведенческую реакцию не совместимую с вырабатываемым поведением.
Например, дрессировщик, играя с собакой аппортировочным предметом, подзадоривает её, постоянно повторяя: «Дай, дай, дай!» и при этом продолжает играть с собакой. Когда такой дрессировщик приступит к обучению собаки отдавать предмет в руки, использование команды «дай» будет мешать собаке, выполнить это простое действие. С этой командой, у неё связана активная борьба за игрушку, что не совместимо с отдаванием игрушки в руки дрессировщика.
«Для выработки временной связи большое значение имеет соотношение силы сигнала и подкрепляющей реакции. Чтобы между ними образовалась временная связь, очаг возбуждения создаваемый последней, должен быть сильнее очага возбуждения, создаваемого условным раздражителем. Необходимость значительной интенсивности возбуждения именно подкрепляющей реакции имеет глубокий биологический смысл. В самом деле, условный рефлекс – это предупредительная реакция на сигнал о предстоящих существенных событиях. Но если раздражитель, который хотят сделать сигналом, оказывается событием даже более существенным, чем те, которые за ним последуют, то этот раздражитель сам вызывает соответствующую реакцию организма»
Например, дрессировщик подаёт команду «стоять» с такой угрозой и агрессией, что собака воспринимает то, что происходит, не как дрессировочную ситуацию, а как конфликтную. Собака демонстрирует подчинение, прижимаясь к земле. Поставить её в этой ситуации сложно. Чем больше злится дрессировщик, тем труднее ему приходится.
Схематично, это выглядит следующим образом КОМАНДА – воздействие. Такой сигнал уже не является условным раздражителем, так как он вызывает пассивнооборонительную реакцию и может рассматриваться, как безусловный раздражитель реакции не совместимой с выполнением команды. Возможна и другая ситуация, когда интонация такова, что вместо индифферентного сигнала или призыва к дисциплине, команда по своей интонации является провокацией собаки на неформальное общение с дрессировщиком. После команды собака начинает играть и ласкаться к дрессировщику. И если собака продолжает оставаться в этом состоянии, то даже если она фиксируется в нужном положении или совершает необходимое действие, то всё это является фоном, на котором она занята своими делами. В этом случае эффект обучения минимален.
Наша компания предоставляет услуги с 1993 года, а некоторые наши сотрудники имеют более 30 лет стажа работы с животными. За последние 13 лет мы ни разу не повышали цены…
Наш проект динамично развивается, и мы постоянно расширяем список предоставляемых услуг, а также улучшаем качество нашей работы.
Наши объекты находятся в нескольких минутах езды от МКАД. Также к нам ходят автобусы от различных станций метро…
Добавить комментарий